Дорожное движение сегодня трудно представить себе без светофора. Острая необходимость в его появлении возникла еще до изобретения автомобилей, так как пешеходы нередко оказывались под копытами лошадей.
Считается, что самый первый в истории светофор был изобретен специалистом по железнодорожным семафорам Джоном Пиком Найтом и установлен в Лондоне 10 декабря 1868 года.
Устройство представляло собой две семафорные стрелки, установленные на шестиметровом столбе. Горизонтальная стрелка означала остановку, а приподнятая разрешала движение. В темное время суток вместо стрелок использовали красный и зеленый газовые фонари. Сигналы менялись полисменом с помощью ручного привода.
После того, как спустя три года фонарь взорвался и поранил полицейского, о светофоре забыли почти на 50 лет — до 1910 года, когда было разработано и запатентовано первое автоматическое светофорное устройство с фонарями двух цветов.
А предшественник современных устройств, с красным и зеленым фонарями и звуковым сигналом, появился в Кливленде 5 августа 1914 года. В честь этого события отмечается Международный день светофора.
В нашей стране первый светофор был установлен в Ленинграде 15 января 1930 года на пересечении Невского и Литейного проспектов, в Москве – в декабре того же года на углу улиц Петровка и Кузнецкий мост.
В России Международный день светофора активно используется сотрудниками ГИБДД, работниками образовательных учреждений и активистами общественных организаций как еще один повод напомнить всем участникам дорожного движения, и в первую очередь — детям, о необходимости строго соблюдать требования правил дорожного движения.
В профилактических беседах о правилах поведения на дороге необходимо объяснять детям, что переходить дорогу нужно в специально отведенном для этого месте (пешеходном переходе), которое обозначено специальной разметкой; если пешеходный переход оборудован светофором, то следует четко следовать его сигналам.
Прежде чем переходить дорогу, нужно посмотреть по сторонам и убедиться, что это безопасно.
Не следует переходить дорогу наискосок, пытаясь сократить путь.
Категорически запрещается играть у дороги, даже если она расположена рядом с домом.
Расскажите детям о так называемых дорожных «ловушках» – ситуациях обманчивой безопасности, которые надо уметь разгадать и избегать.
Одна из них – стоящая машина. Она может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью. Только осторожно выглянув из-за стоящего автомобиля и убедившись, что опасность не угрожает, можно переходить дорогу.
Опасность представляет собой и так называемая «пустынная улица». На улице, где машины появляются редко, дети выбегают на дорогу, предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Поэтому необходимо выработать у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться и прислушаться, не едет ли какой-нибудь транспорт.
Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным и не забывать об автомобилях, проезжающих за спиной.
В крупных городах места повышенной опасности – арки и выезды из дворов. Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.
Недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, потому что на дорогах города нередки случаи, когда водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. При переходе улицы необходимо убедиться, что опасность не угрожает.
«Прочные навыки безопасного поведения детей на дорогах формируются повседневной систематической тренировкой. Во время каждой поездки или прогулки с детьми родителям необходимо учить их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, правильно действовать в различных обстоятельствах. Если вы стали свидетелем происшествия на дороге, незамедлительно вызывайте спасателей по номеру 112», – отметил начальник Управления Департамента ГОЧСиПБ по Центральному округу Андрей Николаев.