Пожары случаются не только на земле, но и на водных объектах и прибрежных зонах. Для того, чтобы быстро потушить возгорание, спасти горящие плавательные средства или тонущих людей, изобрели пожарное судно.
Первое отечественное пожарное судно – пароход «Князь Юрий» – разработал и построил предприниматель Василий Калашников в 1895. Об инженерном чутье талантливого самоучки из Углича ходили легенды. Так, утверждали, что по одному тому, как дрожат на корабле люстры, Василий Иванович мог определить, в каком механизме судна имеется неисправность.
За изобретение Калашниковым паровой машины с двумя последовательно работающими цилиндрами Курбатовский завод удостоился Большой золотой медали на Всероссийской промышленной выставке 1882 года. В 1885-м году изобретатель представляет на Нижегородской кустарной выставке форсунку для более экономного сжигания мазута в топках, а в 1886 году он первым в мире создает пароходные машины компаунд тройного расширения мощностью в 400, 800 и даже 1000 лошадиных сил.
Предметом особой гордости изобретателя стал пожарный пароход «Князь Юрий». И не удивительно – корабль-«огнеборец» был быстроходнее всех волжских судов, мог буксировать против течения 13 барж одновременно и близко подходить к мелям.
Современные пожарные суда используют для оказание экстренной помощи плавсредствам, береговым объектам, морским буровым установкам при пожаре. Благодаря наличию на судне запаса пенообразователя, пеносмесителя и воздушно-пенных стволов пожарное судно может тушить нефтепродукты.
Пожарные корабли способны быстро доставить к месту бедствия необходимое оборудование, огнетушащие средства и дополнительные расчеты специалистов, отбуксировать к суше горящие объекты водной инфраструктуры и спасти людей.
С 2008 года на Москве-реке несет службу многоцелевой пожарно-спасательный корабль ледового класса «Полковник Чернышев».
Судно названо в честь легендарного пожарного Евгения Чернышева, который вместе со специалистами Средне-Невского судостроительного завода участвовал в проектировании корабля, способного обеспечить подачу максимального количества воды при пожаре в любое время года.
Для тушения пожаров на «Полковнике Чернышеве» установлены один кормовой и два носовых водно-пенных ствола производительностью 100 л/сек., а для защиты самого судна от теплового воздействия при тушении пожаров предусмотрена система водораспыления и водяных завес.
Корабль также оснащен специальной площадкой для обеспечения водолазных работ, телеуправляемым подводным аппаратом «Гном», боновыми заграждениями и устройством «Скиммер» для локализации и сбора попавших в реку нефтепродуктов.
«Пожарно-спасательное судно «Полковник Чернышев» продолжило лучшие традиции отечественного судостроения и пожарной охраны. Вместе с Московской городской поисково-спасательной службой на водных объектах, Пожарно-спасательным центром и Московским авиационным центром это уникальное инженерное сооружение защищает население и территории Москвы от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», – отметил заместитель начальника Управления Департамента ГОЧСиПБ по Центральному округу Евгений Алаев.