Чище и эффективнее

На МНПЗ доставлена партия крупногабаритного оборудования
На МНПЗ доставлена партия крупногабаритного оборудования
На МНПЗ доставлена партия крупногабаритного оборудования для строящейся комбинированной установки переработки нефти, сообщает сайт газеты "Вечерняя Москва".

На прошлой неделе в Москву было доставлена первая партия крупногабаритного оборудования для строящейся на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ) комбинированной установки переработки нефти, которая уже получила название «Евро+». Ее запуск намечен на 2018 год и позволит не только увеличить мощность завода по переработке сырой нефти, но и вывести из эксплуатации целый ряд устаревающих установок.

Первая партия, состоящая из четырех единиц, была изготовлена «Ижорскими заводами» - одним из ведущих поставщиков оборудования для нужд российской нефтепереработки. Доставка по внутренним водным путям из Санкт-Петербурга в Москву заняла 21 сутки, за это время судно с оборудованием покрыло расстояние в 1367 км. Выгрузка была осуществлена на причале Беседы Московской области. Первая партия включает два реактора гидроочистки, реактор депарафинизации и горячий сепаратор, все – для блокаоблагораживания дизельной фракции.

Строительство комбинированной установки переработки нефти – очередной этап технологической модернизации Московского НПЗ. Предшествующие ему этапы предполагали ввод и модернизацию установок преимущественно бензинового пула, задача которых заключалась в обеспечении перехода на выпуск топлива высокого экологического класса (МНПЗ перешел на выпуск топлива «Евро-5» еще в 2013 году) и увеличение объемов производимых бензинов и дизельного топлива. Задача нового этапа – обновление части установок, а также увеличение операционной эффективности переработки с переходом на четырехлетний межремонтный пробег взамен действующего двухлетнего.

«Евро+» заменит ряд действующих установок. Это установка электрообессоливания нефти (ЭЛОУ-2, год ввода в эксплуатацию 1961), малая установка атмосферно-вакуумной перегонки (АВТ-3, 1967 год), малая установка каталитического риформинга (Л-35-11/300, 1967 год), установка четкой ректификации бензиновой фракции (22/4, 1977 год). В свою очередь «Евро+» будет состоять из блока ЭЛОУ-АВТ мощностью 6 млн тонн в год. Ввод его в эксплуатацию позволит увеличить суммарные мощности завода по переработке нефти примерно на 2 млн тонн в год. Гудрон и вакуумный дистиллят будут подаваться на существующие установки МНПЗ – висбрекинг, битумную и установку каталитического крекинга.

Как сейчас производится экологическое топливо на Московском НПЗ.

Бензиновая фракция на «Евро+» будет дополнительно разделяться на два потока (до ее ввода это делала старая установка 22/4). Более тяжелый – перерабатываться на новом блоке каталитического риформинга в составе комбинированной установки. Более легкий – подаваться на существующую установку изомеризации для производства высокооктанового компонента бензинов.

Прямогонная керосиновая фракция «Евро+» будет подаваться на существующие на заводе установки гидроочистки с получением товарного авиационного топлива высокого экологического класса.

«Евро+» также содержит блок облагораживания дизельного топлива. Он позволит получать дизельное топливо «Евро-5» с пониженным содержанием серы за счет секции гидроочистки, а также существенно снизить вовлечение керосина при производстве зимних марок дизельного топлива за счет секции депарафинизации.

«Применение комбинированных установок первичной переработки – явление не очень частое в российской нефтеперерабатывающей отрасли, - говорит руководитель Информационно-аналитического центра RUPEC Андрей Костин. – Причина, вероятно, в большом объеме единичных инвестиций в такие объекты, ведь фактически это – завод в заводе. Классический же сценарий модернизации предполагает точечный и постепенный ввод необходимых новых установок с выводом из эксплуатации старых. К неоспоримым преимуществам комбинированных установок можно отнести возможность «вписать» их в ограниченную территорию, а также низкие операционные издержки по сравнению с тем же набором отдельно стоящих установок».

Оба этих момента очень важны для МНПЗ. Разрабатывая несколько лет назад план модернизации, в «Газпром нефти», которая владеет заводом, прекрасно понимали специфику объекта: со всех сторон он окружен плотной городской застройкой, рекой и Московской кольцевой автодорогой. Поэтому застраивать новыми установками прилегающие территории, как это делают некоторые другие НПЗ страны, Московский нефтеперерабатывающий не может. При этом перечень намеченных к замене старых установок внушителен, и заменять их классическим образом «поустановочно» было бы невозможно по причине дефицита свободных площадей внутри периметра МНПЗ. В этом смысле комбинированная установка – лучший вариант.

Если посмотреть на традиционную компоновку нефтеперерабатывающих предприятий, где различные объекты вводились постепенно в течение многих лет, бросаются в глаза значительные разрывы между установками. К примеру, установка гидроочистки дизтоплива может отстоять на сотни метров от установки первичной переработки. При этом протяженность трубопроводов означает повышенные затраты на перекачку потоков жидкостей и газов от установки к установке. Напротив, комбинированная установка проектируется по сути как единый технологический объект, где избыточные коммуникации просто отсутствуют. Это один из важных компонентов энергоэффективности «Евро+».

Преимущество заключается и в интеграции тепловых потоков внутри «Евро+». Любой нефтеперерабатывающий завод всегда в одних точках технологической схемы производит тепло, а в других – потребляет. То есть часть потоков нужно охлаждать за счет внешнего теплоносителя, а часть – нагревать другим теплоносителем. При классическом варианте компоновки установок бывает довольно трудно увязать потоки теплоносителей так, чтобы то, что нужно нагреть, нагревалось за счет того, что нужно охладить. И хотя работа по оптимизации тепловых схем на российских НПЗ ведется, часто она сопряжена либо с непреодолимыми трудностями, либо в большим размером инвестиций. В итоге, тепло от горячих потоков полностью не используется, а для нагревания холодных потоков закупается пар от сторонних ТЭЦ или топливо для собственных котельных.

В комбинированной установке, которая проектируется единым технологическим узлом, есть возможность в максимальной степени интегрировать тепловые потоки. Это означает меньшее потребление внешнего тепла и топлива для нагревания, а также меньшее количество электроэнергии для работы перекачивающих теплоносители потоков.

Помимо энергетической эффективности ввод «Евро+» позволит в значительной мере улучшить экологические показатели МНПЗ. Так, установка будет использовать газовое топливо для работы технологических печей. За счет меньшего содержания серы, чем в жидком топливе, и более полного сгорания удастся снизить удельный объем выбросов оксида серы, сажи и оксида углерода. Кроме того, меньшее вовлечение внешнего тепла и электроэнергии означает и снижение общего воздействия на окружающую среду. Меньшая протяженность коммуникаций означает снижение потерь углеводородов, которые неизбежны на протяженных внутренних трубопроводах с большим количеством стыков и соединений. Согласно проекту, общее снижение атмосферной эмиссии МНПЗ после запуска «Евро+» составит более 11% на каждую тонну перерабатываемой нефти. При этом максимальные разовые выбросы сократятся в 3,5 раза, максимальные валовые (в течение года) - в 1,9 раза.



Новости СМИ2