«Опора России» готовит жалобу в Генпрокуратуру на ущемление прав предпринимателей: в организации считают, что вопреки разъяснениям Роспотребнадзора антитабачный закон не содержит запрета на курение на верандах ресторанов и кафе. Председатель совета московского отделения «Опоры России» Александр Жарков сообщил «Известиям», что позицию бизнесменов уже поддержала прокуратура Москвы. В свою очередь, президент Федерации рестораторов и отельеров России (ФРиО) Игорь Бухаров уже во второй раз получил разъяснения Минпромторга, что веранды и летние кафе не подпадают под действие антитабачного закона.
30 июня Роспотребнадзор опубликовал разъяснение антитабачного закона, согласно которому курение на летних верандах ресторанов запрещено. В нем уточнялось, что веранды с подиумами, зонтами или декоративными ограждениями могут считаться помещениями (согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений») и, соответственно, подпадают под действие п. 6 ч. 1 ст. 12 антитабачного закона, устанавливающего запрет на курение в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания.
По словам Жаркова, просьба расшифровать спорную формулировку будет направлена в Генпрокуратуру на днях.
— Надо сказать, нас немного удивляет позиция Роспотребнадзора, — признался Жарков. — Перед тем как обратиться в Генпрокуратуру, мы связались с прокуратурой Москвы — там тоже считают, что веранды нельзя считать помещениями общепита.
В официальном ответе Московской прокуратуры (есть в распоряжении «Известий») уточняется, что в правилах размещения, обустройства и эксплуатации сезонных кафе при стационарных объектах, утвержденных правительством Москвы, используются словосочетания «временные сооружения и конструкции», «площадь места размещения», а не «помещение». В сообщении также говорится, что, согласно ФЗ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», помещение «является частью объема здания».
«Приведенные нормы законов и временный характер деятельности сезонных кафе не позволяют рассматривать место их размещения в качестве помещения», — говорится в ответе прокуратуры Москвы.
Противоречит позиции Роспотребнадзора и разъяснение, повторно полученное ФРиО от Минпромторга.
«Применительно к деятельности по оказанию услуг общественного питания запрет, установленный законом № 15-ФЗ, не касается объектов пунктов общественного питания в целом (кафе, ресторанов и прочего), а только их конкретных составляющих — помещений, — говорится в разъяснении. — Расширительное толкование положений данного закона недопустимо. В целях правоприменения необходимо руководствоваться буквальным смыслом норм закона».
Как ранее сообщали «Известия», аналогичные разъяснения поступили в ФРиО более месяца назад, когда запрет на курение в кафе и ресторанах только вступил в силу.
Cтарший партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Владислав Цепков пояснил, что официально трактовать законы имеют право только Высший арбитражный или Верховный суды.
— Ведомственные письма с рекомендациями и пояснениями не имеют никакой юридической силы. Спор ведомств может быть решен в суде. Не исключено, что судья даст и вовсе третью трактовку запрета, — говорит Цепков.
По его мнению, в законе есть явный пробел, и его восполнением могли бы заняться депутаты Госдумы.
— Необходимо внести поправки, после которых закон не будет вызывать разногласий, — считает Цепков.
Сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина уверена, что ясность в спорную трактовку закона должен внести Минздрав.
— Они разрабатывали этот законопроект — соответственно, именно они и должны пояснять, что имели в виду, — говорит Халтурина.
По ее мнению, не верны обе трактовки — и Роспотребнадзора, и Минпромторга.
— Если на веранде есть тканевые или полиэтиленовые «стены» — это больше похоже на помещение. Но называть помещением веранду, где есть только подиум, — это перебор. Нельзя однозначно сказать, что все террасы — помещения или, наоборот, ими не являются, — считает Халтурина.